ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Актерское мастерство: самоучитель-справочник. Уроки актерского мастерства: бесплатные обучающие видео для начинающих Учимся театральному мастерству дома

В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры» . Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Для помощи в обучении актерскому искусству и был создан этот раздел нашего сайта.

Данный курс занятий предназначен для начинающих актеров, которые только пробуют себя в искусстве перевоплощения и хотят пройти бесплатные онлайн-уроки по развитию актерского мастерства. В уроках тренинга вы кратко познакомитесь с театральными системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко, узнаете, какими качествами должен обладать настоящий актер и как эти качества можно приобрести, приблизитесь к искусству перевоплощения и искусству переживания, сможете произносить сценические речи и естественно воспроизводить простейшие эмоции в необходимый момент. Кроме того, в данном разделе вы узнаете про ведущие театральные вузы, школы, кружки и студии; сможете скачать, а также прочитать полезные книги и учебники; узнаете про упражнения и игры, которые используют в обучении профессиональных актеров; а также сможете воочию посмотреть видеофрагменты настоящих актерских тренингов.

Что такое актерское мастерство?

Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

В современном обществе, когда люди проводят много времени за компьютерами и различными мобильными гаджетами, многим сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями , свободно общаться, быть уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.

Элементы искусства перевоплощения

Основу актёрского творчества составляет главная его идея - перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи . Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали - творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.

Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера , к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.

Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.

Но актерское мастерство - это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в . Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

  • Сценическое внимание (активная сосредоточенность);
  • Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);
  • Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);
  • Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:

Получаю письма - ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’

Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Тренинг и уроки актерского мастерства

Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.

(1874-1940) - российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

(1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. О своей философии актерского мастерства Михаил Чехов говорил как об идеологии “идеального человека”, который воплощается в будущем актере. В систему подготовки актеров, по Чехову, входят такие элементы, как мир образов и творческое мышление, наше высшее сознание, профессиональная актерская техника, привычки и умение управлять своим телом.

(1858-1943)- российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Книги и учебники

Театральному и сценическому мастерству посвящено множество книг и учебников. Чтобы вам проще было ориентироваться в этом многообразии актерской литературы, мы создали специальный книжный раздел , где будем рассказывать про наиболее интересные, а главное, полезные издания для обучения актеров.

«Работа актера над собой» - К.С. Станиславский. Эта книга является одним из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера и театрального педагога Константина Сергеевича Станиславского. Можно сказать, что этот труд на протяжении многого времени является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых учебников по актерскому и театральному искусству. В книге последовательно изложено содержание так называемой системы Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения ведущих российских и мировых театральных вузов. Помимо теоретического описания самой системы, в книге вы найдете полезные упражнения и практические рекомендации.

«К истории творческого метода: Публикации. Статьи» - В.Э. Мейерхольд. Творческий метод Всеволода Мейерхольда остается малоизученным. Исследователи истории спектаклей режиссера во многом по-разному трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда. Отечественное театроведение долгие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит», — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.

«О технике актера» - М.А. Чехов. Эта одна из самых знаменитых книг Михаила Чехова, который повидал многих актеров и режиссеров разных типов, школ, направлений и калибров. Упорядочение, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло у автора много лет. Первоначальная версия этой книги была написана на английском языке, так как Чехов после революции перебрался жить и работать в США. Но сейчас книгу можно прочитать и на русском языке.

«Актерский тренинг. Гимнастика чувств» - С.В. Гиппиус. Это произведение известного российского театрального режиссера и педагога актерского мастерства Сергея Васильевича Гиппиуса, с которым работало не одно поколение будущих актеров и режиссеров. Четыре сотни актерских упражнений, представленных в учебнике, помогут освободить воображение, развить способность к перевоплощению, творческую фантазию и интуицию. В основе всех упражнений - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства — система Константина Станиславского, глубоко осмысленная и адаптированная автором именно под процесс обучения.

. Этот учебник по риторике написан немецким профессором Бременского Университета Хайнцем Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для читателя без специального филологического и лингвистического образования. Автор пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и с ним каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно говорить публично.

Видео – урок с удовольствием посмотрят те, кто интересуется, что такое риторика и ораторское мастерство и как ими пользоваться на практике.

Современная ораторская речь, так или иначе, касается опыта Рима и Древней Греции. Прежде всего, давайте вспомним, риторика – наука, изучающая ораторское искусство и художественную прозу. К ней стали прибегать еще в V веке до н.э. в Греции.

Сценическая речь — один из важных аспектов актерского мастерства. Она включает основу дикции, технику скороговорки и многое другое.

Предлагаем посмотреть тренинг по актерскому мастерству, который приоткроет несколько малоизвестных приемов.

Многие считают, что школы актерского мастерства создаются только для тех, кто решил связать свою судьбу с театром, кто занимается самодеятельностью, выступает на сцене. Но есть множество причин, по которым можно опровергнуть такое ошибочное убеждение. Ведь многие даже не догадываются, сколько хорошего могут дать азы актерского мастерства самым обычным людям, чья жизнь не связана с большой сценой и искусством. Поэтому прекрасное видео «Актерское мастерство – упражнения» стоит посмотреть каждому. Приобретенные после этого урока навыки рано или поздно могут сыграть на руку человеку, попавшему, например, в трудную жизненную ситуацию.

Что такое сексуальность? По каким критериям люди определяют сексуальность женщин и мужчин. Психологи называют множество факторов и признаков. И далеко не последнее место в этом рейтинге занимает голос. Это видео расскажет, как сделать его сексуальным, в каком тоне разговаривать с партнером, что всецело завоевать его вниманием, а может и сердцем.

Многим людям сегодня в силу своих профессиональных обязанностей необходимо иметь хорошо поставленный, бархатный голос. Как сделать голос бархатным, как научиться убирать, снимать напряжение с голосовых связок, как быстро подготовить их к «работе»?

Посмотрите несколько уроков и упражнений, которые помогут получить ответы на эти вопросы.

Выражения «громкость голоса» или «звучность голоса» для непосвященного человека звучат не привычно. Некоторые ошибочно считают, что они больше относятся к профессиям журналиста и публичным людям. А ведь совсем не последнее дело уметь говорить правильно, четко произносить слова, чтобы понимали окружающие. Если кто-то хочет проверить, хороша ли у него дикция, попробуйте проговорить любую скороговорку. Уверяем, не у каждого получится произнести ее быстро и, четко выговаривая слова. Поэтому, если от кого-то услышите примерно такую фразу «Тренируем свою дикцию», не обходите это общество стороной, посетите эти занятия, послушайте и поучитесь говорить правильно и четко.

В жизни каждого человека ежедневно случаются ситуации, когда приходится контролировать свои эмоции, и это не связано с лицемерием, иногда приходится сдержать гнев, а иногда проявление чувств бывает просто не уместным. А иногда наоборот приходиться улыбаться и проявлять доброжелательность, даже когда настроение испорчено.

Как научиться управлять своими эмоциями? Для этого существует целый комплекс упражнений, с которым можно ознакомиться в видео-материале.

Умение красиво и складно говорить, а также выражать свои мысли четко и убедительно, является важным для представителей различных профессий. Учителя, доктора, а также работники, занимающие руководящие посты, обязательно должны владеть основами ораторского искусства. Кроме того, умение красиво выражать свою мысль будет не лишне и для тех, кто хочет уметь склонять людей на свою сторону и располагать к себе. Видео «Ораторское искусство для новичков» пригодится тем, кто желает научиться хорошо и складно говорить.

Помните, фразу, вся наша жизнь — игра! Да, а люди в ней актеры. Многие по-настоящему хотят стать мастерами сцены и без специальной подготовки не обойтись. У каждого педагога- свой подход к обучению, свое понимание такого составляющего профессионализма, как актерское мастерство. Упражнения, которые предстоит выполнять постоянно не столько учат, сколько совершенствуют дарованное человеку природой. Регулярные и упорные занятия всегда дадут результат.

«Вы увидели красивого живого быка. Он там, где-то вдали. Подняли руку и как будто бросаете копье: «Хоп! Хоп! Хоп!». Затем тянете свою добычу…».

Эта сцена из занятия по актерскому мастерству. Каждый, кто учит актеров уверено держаться на подмостках, учит улавливать события из жизни и через игру доносить до зрителя суть и проблематику происходящего или когда-то состоявшегося события.

Понятие «камасутра», как правило, связывают с очень интимной сферой жизни человека. Родислав Гандапас использовал это слово в названии своей книги, которая, наоборот, рассказывает о публичной сфере деятельности. Речь идет об опыте титулованного российского бизнес-тренера, к которому с особым уважением относятся первые руководители министерств, крупных компаний и даже политических партий. Он поделился своими наблюдениями в книге «Тренинг «Камасутра для оратора». Видео – урок, размещенный в рубрике «актерское мастерство» на сайте Obvi подробно раскрывает секреты работы мастера слова.

В целом, все видео – уроки рубрики подобраны с профессиональной тщательностью с целью максимальной и эффективной помощи публичным людям:

  • ораторское искусство для новичков;
  • упражнения по актерскому мастерству.

Голос для публичного человека является важным инструментом убеждения слушателей. В рубрике «актерское мастерство» собраны видео – уроки, которые будут полезны как ораторам, так и мастерам … соблазнения. Судите сами, вот некоторые из видео, которые можно смотреть на сайте совершенно бесплатно:

  • как сделать голос бархатным;
  • как сделать голос сексуальным.

С помощью уроков рубрики «актерское мастерство» можно пройти онлайн обучение тренировке дикции. Причем, этот урок не предполагает среди своих зрителей только представителей ораторского искусства. Обучение адресовано всем желающим и интересующимся этой темой с целью, пояснить, как следует говорить, чтобы выступление или разговор были четко и правильно выстроенными и понятными собеседнику.

Еще один важный аспект для любого человека – уметь «держать себя в руках». Согласитесь, не всегда это удается и поэтому часто негативно влияет на результат.

Как управлять эмоциями? Этой теме посвящен отдельный видео – урок рубрики «актерское мастерство». Обратите на него внимание: уроки помогут правильно вести себя в общении и с друзьями, и с партнерами.

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает курс по актёрскому мастерству.
Актёрское мастерство - набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актера, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идет по жизни легко и играючи.

Начинается курс со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе свое творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с работы с голосом. Взволнованный голос выдает внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр.
Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др.

Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.
Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.
Также изучается на этом этапе импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.

Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.
На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.
Второй этап включает в себя работу над диалогом, монологом, умением общаться с партнером, работу с новыми образами. Он состоит из:
Путь к самому себе. Это этап принятия себя, развитие способности видеть прекрасное, понимание других людей.
Путь к партнёру. Здесь человек учится общению с людьми, воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия через различные этюды.

Путь к автору. Человек погружается в мир идей и образов автора. Это актёрское умение органично действовать в логике персонажа.
Путь к характеру и образу. На этом этапе человек учится пониманию персонажа, изучает его походки, жесты, речь. Это помогает лучше понимать мысли и чувства других людей.
Курс актёрского мастерства помогает человеку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт человеку харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как человек после курса легко управляет своими чувствами и эмоциями. Через свое тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.


Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих «чувства локтя». Авторы данного самоучителя выражают сомнение, что предложенные в нем упражнения и этюды имеет смысл отрабатывать в одиночку: при этом какая-то, может быть наиболее важная их составляющая, будет неизбежно утеряна. К индивидуальному использованию материалов самоучителя мы рекомендуем обращаться при наличии, как минимум, некоторого опыта сценической деятельности.

Упражнения по наработке коллективного «чувства локтя» у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.

Менеджер – наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Денис Шевчук

Помимо упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор стержневых игр и игровых элементов, которые можно «вплетать» в выполнение любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным.

Упражнения, игры и игровые элементы коллективности

Стулья. Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву р развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания – требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).

Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.


Японская машинка. Каждый учащийся задумывает короткое слово или цифру (не повторяющуюся) и сообщает остальным.

Далее ведущий вводит простой ритм из четырех долей с какими-либо движениями на каждый такт. После того как группа освоила одновременное выполнение ритма, на два последних такта учащиеся начинают передавать «лидерство», с помощью задуманных слов, называя первым свое слово, а затем чужое. Тот, чье слово названо, становится лидером на следующий такт и также передает лидерство другому. "Прозевавший свое слово или не попавший в долю лидер вылетает.

Третий лишний. Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях.

Построения. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т. п.)


Рулетка. Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой – кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать – шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя – проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.


Печатная машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише – это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка – общими двумя хлопками.


Земля – вода – воздух – огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен (не позже чем на пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное – рыбу – птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает.


Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом – действие и т. п.


Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) – встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат предыдущей.


Ритмы. Педагог, или кто-либо из участников показывает ритм, состоящий из хлопков, топанья и т. п. звуковых эффектов. Задача участников – соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди (в заданном порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.)


Ритмичный вход. Придумать на начало занятия какой-то общий для всех участников ритм и занять свои места под этот ритм (каждый раз ритм должен меняться, усложняясь и становясь разнообразие, подключая не только хлопки и топанье ногами, но и все возможные звуковые эффекты). Когда группа сможет уверенно выполнять это упражнение, можно подключать к ритму творческие задания (бравурный, печальный и т. п.) или добиваться развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его на партии.


Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.


Пулеметная очередь . Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.


Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10–15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу – кто точнее.


Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной – это бык, второй берет в руки воображаемую веревку – это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители «увидели» воображаемую веревку, натянутую между ними.


Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй – его отображение в зеркале, т. е. максимально точно копирует все его действия и движения.

Бессловестные элементы воздействия

Чтение книг – престижно, современно, выгодно.

Знания – тоже капитал, который всегда с тобой.

Шевчук Денис


Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.

Оценка

Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.

“"Оценка" – это момент, в течении которого нужно, образно говоря, «уложить в голову» нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.

Со стороны психической – это момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент «оценки» общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную и субъективную… С внешней, мышечной стороны «оценка» – это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.

Труднее всего «уложить в голову» факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее «оценка», тем соответственно она длительней – тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.

Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют «удивляться». Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени «оценки», то есть длительные, трудные оценки.

Упражнения
Оценка

Понаблюдайте за людьми, когда они что-то неожиданное «увидели», «услышали», «узнали», «поняли», найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.1
После реальной оценки в жизни человек обычно как-то изменяется (изменения укладываются в следующие параметры: мобилизация, пристройка, вес), используйте это правило для проверки овладения Вами оценкой.

Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого-либо дела:2
Необходимо уточнить понятие «дело», встречающееся здесь и далее, под «делом» понимается какой-либо процесс, имеющий начало и конец и требующий от субъекта концентрации внимания на препятствиях, встречающихся при реализации. С этой позиции та или иная деятельность может «быть делом», а может и «не быть». Например, управление машиной не является делом при обычных обстоятельствах, но может быть делом при обучении вождению, преследовании и т. д. При выполнении упражнений необходимо (это особенно видно со стороны) контролировать занимается ли человек делом или нет (если нет – то ни о каких параметрах поведения речи не идет). Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в разговоре.

При чтении газеты, при ходьбе.

Попробуйте сыграть этюд по схеме: что-то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – стало необходимо срочно заняться вновь возникшим, “новым” делом.3
Для успешного овладения “оценкой” во всех упражнениях необходимо добиваться сосредоточенного внимания на деле, предшествующем “оценке”, т. е. “важности дела” для персонажа.

Сыграйте этюд по схеме: что-то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – стало необходимо внести “поправки” в свою деятельность, как-то изменить ее для успешного достижения цели. Сыграйте этюд по схеме: что-то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – необходимо “скрыть” то, что данное обстоятельство серь6езно влияет на всю Вашу жизнедеятельность.4
На первых порах проще овладеть «оценкой» вделах, требующих "срочных”, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т. д. Постепенно «добавляйте», обстоятельства, делающие “оценку” не такой простой и однозначной, треубующие некоторого времени (обычно доли секунды, иногда, в редких случаях и секунды) для принятия решения.

«Три дела одновременно». Наметьте три каких-либо дела, требующие сосредоточенного внимания (Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону), выполняйте их “одновременно". Если получится добиться того, чтобы все три дела были для Вас достаточно важны (не отмахиваться ни от одного) "оценки” сами возникнут в неожиданных для Вас местах.

«Важный разговор». После каждой реплики партнера делайте более или менее крупную оценку. Пулеметная очередь оценок. На любое слово партнера, на любой предмет сделайте ряд оценок с общим подтекстом «не может быть!», «неужели!».

“Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа (в любой пьесе, почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.

Пристройка

«ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после „оценки“ – в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. „Пристройка“ – это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия.»

«Прежде всего „пристройки“ могут быть разделены на две группы: „пристройка“ для воздействия на неодушевленные предметы, и „пристройка“ для воздействия на партнера.»

"…"пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой «пристройки» определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.

Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."

«Таким образом, „пристройки“ для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем „пристройки снизу“, другую – „пристройки снизу“… и среднюю, промежуточную группу „пристроек“ – „наравне“.»

"Пристройки «снизу» и «сверху» отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны…»

«Мускульная мобилизация пристройки „сверху“ противоположна мускульной мобилизации пристройки „снизу“. Пристраивающийся „снизу“ тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу»

«Пристройку „сверху“, наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера.»

«Пристройка „наравне“ характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже – разболтанностью, небрежностью.»

«„Пристройки“ обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они „автоматически“, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели.»

Упражнения
Пристройка

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «пристройки»: «сверху», «снизу» и «наравне».

Понаблюдайте нескольких людей за выполнением какого-либо одного бессловесного действия (еда, поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным пристройками к объекту внимания. Если человек не размышляет в процессе этого дела, то все изменения поз связаны с его пристройкой, приспособлением своего тела к тому или иному материальному предмету.

Сделайте то же наблюдение за поведением людей в общении.

Умейка и неумейка. Понаблюдайте как одно и то же действие, связанное с пристройкой к материальному предмету, выполняет профессионал и новичок. Определите, в чем физически выражается разница между ними (характер пристроек, их длительность, концентрация внимания и т. д.), и покажите этюд, стараясь добиться максимальной выразительности показа. Наблюдающим следует следить, чтобы в погоне за яркостью, исполнитель ни в коем случае не терял «дела», которым занимается его персонаж. Это легко определится, когда исполнитель не следит благополучно или неблагополучно развивается его дело, т. е. «равнодушен» к проблемам, возникающим на пути его осуществления.

Представьте себя “очень большой и важной персоной”, затем “очень маленькой и незначительной”, займитесь каким-либо делом, сохраняя это ощущение, проследите как изменяется Ваше поведение при выполнении одно и того же дела с различными пристройками. Найдите то же ощущение в общении с партнерами.5
В данном случае (как и прим работе над третьим упражнением) лучше выбирать конкретное предметное дело, переложить книгу, убраться в комнате, что-то попросить у партнера, объяснить ему и т. д.

Задумайте несколько поз (сидя, лежа, стоя, в движении). Опробуйте перходить от позы к позе в процессе выполнения какого-либо дела, меняя пристройку к объекту внимения.

Три дела одновременно. Выполняйте упражнение (описание см. в теме Оценка), выбрав три дела, требующие максимально различных пристроек тела (например, чинить часы – пристройка к мелкой, кропотливой работе с материальным предметом; разговаривать с начальником – пристройка к партнеру и готовиться к приходу гостей – пристройка к пространству).

Начните какое-либо дело в пристройке сверху, сделайте оценку на какое-либо обстоятельство и продолжайте дело в пристройке снизу, и наоборот.

“Вход в пристройке”. Выпоняйте вход в помещение в заданной пристройке, используя различные виды “входов”: к предмету, к делу, думая, от предмета.

Делайте шестое упражнение, меняя пристройку после входа (сделав оценку на какое-либо новое обстоятельство).

“Психопат”. Меняйте пристройку на противоположную после каждой реплики партнера.

“Царь горы”. Один из обучающихся отвечает на все реплики партнеров в заданной пристройке. Если кому-либо удается “скинуть его с горы”, то на гору забирается он сам.

“Повышение и понижение”. Завдумайте дело, требующее нескольких обращений к партнерам. Выполняйте упражнение поступенчато повышая (понижая) пристройку.

Найдите в известном всем драматургическом материале моменты бессловесного поведения (Входы, уходы, паузы и т. д.) и попробуйте сыграть их во всех видах пристроек.

При выполнении упражнения следует (также как и раньше) добиваться реальной занятости внимания каким-либо делом, пусть, на первых порах, вроде бы и не свойственном играемому персонажу.

Детские стихи. Выберите несколько детских стихов (например, Барто, Михалков, Чуковский и т. д.) и исполните их от лица какого-либо их персонажа (или придуманного персонажа) с определенной пристройкой к слушателям.

Если удастся подобрать стихи с диалогом персонажей крайне полезно работать над ними, используя все варианты пристроек персонажей друг к другу.

Вес

«Многие особенности „пристроек“ (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела.»

« вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной – в отношении веса к силам человека …»

« Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды „окрыляют“ человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела… Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, „кверху“, облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки… Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.»

«Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется»

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «веса»: тяжелый", «легкий» и «с достоинством».

Упражнения
Вес

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «веса»: «тяжелый», «легкий» и «с достоинством».

Понаблюдайте нескольких людей за выполнением какого-либо одного бессловесного действия (еда, поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным ощущением «веса» собственного тела.

Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких-либо дел, реакций, оценок людей уставших, очень пожилых, больных, чем-то сильно огорченных. Найдите состояние «тяжести» тела, попытайтесь в этом состоянии что-либо делать, говорить, двигаться и т. д. Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких-либо дел, реакций, оценок детей, людей, увлеченных чем-либо, радостных. Найдите ощущение невесомости, «легкости» тела, «его отсутствия», попытайтесь в этом состоянии что-либо делать, говорить, двигаться и т. д.

Проследите за подробностями внешнего выражения процесса «огорчился» и «обрадовался», определите какие части тела тяжелеют и легчают раньше, какие потом.

Попробуйте увидеть в жизни «тяжелые» и «легкие» руки, кисти рук, ноги, голову, взгляд, губы, копируйте это, следите, какие ощущения у Вас появятся при выполнении действий с заданным весом частей тела, удается ли Вам стать «другим» человеком.

Найдите в окружающей жизни моменты изменения «веса», опишите их максимально подробно.

Попробуйте сыграть изменение веса по схеме: что-то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – это оказалось большой неприятностью, расстраивающей Ваши планы («потяжелел») или большой радостью («полегчал»).

Делайте предыдущее упражнение с обычными, повседневными вещами: книга, платок, лампа, чашка, зажигалка и т. д.

Делайте это упражнение в реальном диалоге с людьми, отмечая, заметили ли они элементы «игры», «дуракаваляния».

Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких-либо дел, реакций, оценок детей, людей с чувством собственного достоинства. Найдите ощущение достаточной «легкости» тела, в сочетании с контролем за элегантностью, красотой каждого движения, попытайтесь в этом состоянии что-либо делать, говорить, двигаться и т. д.

Добейтесь навыка «по собственному желанию» изменять вес собственного тела в любой момент времени, по любому поводу.

Чтобы стать востребованным профессиональным актером, мало просто сделать голос красивым , закончить ВУЗ или выполнять упражнения по актерскому мастерству для начинающих в школе-студии при театре. Эта профессия – особенная, она подразумевает всестороннее развитие личности и обладание множеством навыков, которым никто не сможет вас научить, если только вы не научитесь сами. Помимо поставленной речи, пластичности и способности к перевоплощению, актер должен обладать:

природной внимательностью

развитым воображением

цепкой памятью (в т. ч. эмоциональной);

способностью к импровизации


уверенностью в своих силахман «Учебник риторики»

выносливостью (как физической, так и психологической)

харизмой и развитыми навыками коммуникации

Упражнение «Меняй»

Развивает способность к мгновенной импровизации. Ведущий задает условия происходящего на площадке, объясняет каким образом и в рамках каких обстоятельств студенты взаимодействуют друг с другом. В любой момент ведущий может выкрикнуть слово «меняй», и студенты обязаны мгновенно сменить действия, слова и манеру поведения по отношению друг к другу.

Чувство партнера, взаимодействие и доверие


В актерских школах взаимодействие между партнерами прорабатывается очень тщательно и серьезно. В частности, это достигается путем выполнения упражнений на развитие смелости. От умения партнеров взаимодействовать зависит качество игры, ведь тон и энергетика вопроса определяют тон и энергетику ответа. Говоря проще, если один актер дал слабую реплику, второй актер слабо на нее отзовется и возникнет цепная реакция, которая в считанные минуты похоронит весь эмоциональный накал спектакля. Обмен репликами между артистами должен быть подобен перебрасыванию мяча в волейболе – атакующая сторона хочет забить гол, обороняющаяся – отбить подачу, накал страстей делает игру интересной и зрелищной.

Упражнение «Яблоко»

Выполняется в группе при четном количестве участников. Каждый студент представляет, что у него в руке сочное, спелое и увесистое яблоко. Задача – бесшумно и незаметно, без слов, жестов и мимики, одними глазами найти себе партнера и установить с ним контакт – договориться, что вы с ним теперь партнеры. У кого не получилось – поднимают руки по команде ведущего, видят, кто остался без партнера, и тоже разбиваются на пары.

Следующая задача – договориться со своим партнером, кто из вас кинет яблоко другому. Правила те же: без слов, без мимики, без жестикуляции. По команде ведущего одни кидают яблоко, другие ловят. У кого не получилось – поднимают руки и повторяют попытку.

Теперь у половины группы по яблоку в обеих руках, задача – кинуть одно из них партнеру. Внимание, если вы кидаете яблоко левой рукой, то партнер должен поймать его правой, и наоборот. Снова договариваемся между собой, не используя никаких средств, кроме визуального контакта.

Если вам не хватает лидерских качеств, надоело что к вам не прислушиваются коллеги, вам хочется, но вы боитесь не справиться с руководящими должностями, тогда вам нужна актерская студия для взрослых , которая обучит вас секретам публичных выступлений, разовьет в вас уверенность, научит искусству убеждения.