ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Богородская игрушка: история создания и интересные факты. Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия Приемы сборки подвижной богородской игрушки

Светлана Литвинова

Сразу оговоримся : это конечно не настоящая богородская игрушка .

Но не имея оригинала все равно интересно показать ее детям, познакомить с принципом работы народной игрушки .

Итак, начнем.

Для работы нам понадобится : фанера,копировальная бумага, клей момент, шлифшкурка, лобзик,саморезы, отвертка, электровыжигатель, деревянные планочки.

Распечатываем шаблон. Мы будем делать цыплят , которые клюют зернышки с тарелки :

Прежде, чем делать игрушку , внимательно изучим чертеж, и лишь потом приступим к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. У наших цыплят - клювики . В процессе работы так и случилось(


Но это легко исправить с помощью клея Момент.)

Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность) . Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки. В нашем случае это лапки.

Переносим рисунок с помощью копировальной бумаги на фанеру



Выпиливаем. Крупные детали можно выпилить электролобзиком.


Мелкие обычным.

Теперь зачищаем все неровности напильником и наждачной бумагой.


Выжигаем контур, крылышки и глазки, тарелочку, с которой они клюют зерна. (кстати,на нее можно приклеить бисер)

Переходим к самой ответственной части. Крепим фигурки. Тарелочку приклеиваем придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея на одной из планок.

Теперь кладем планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.


В фигурках прокалываем отверстия для саморезов.

Крепим фигурку цыпленка так , чтобы клювик коснулся тарелочки. Саморезы пока не закручиваем полностью, возможно их придется убрать при настройке и закрутить в другое место.

Кладем фигурку другого цыпленка так , чтобы его голова была приподнята над тарелочкой. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры саморезов, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.

Пробуем игрушку в действии . При смещении планок цыплята по очереди клюют зернышки с тарелки! Теперь закрепляем саморезы поглубже.

Игрушка готова !


Публикации по теме:

Работу "Цыплята на лужайке" можно сделать с детьми на пасхальные праздники или просто для поднятия настроения,потому что получив результат,дети.

Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно - эстетическое восприятие,.

Предназначен как для педагогов, так и для родителей. У каждого из нас в детстве одной из любимых игрушек была юла или ее разновидность-волчок.

Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка "Казачье подворье" Мастер – класс рассчитан на аудиторию родителей.

Разрешите представить Вашему вниманию мой мастер-класс по изготовлению интересной игрушки, которая может очень пригодиться на занятиях.

Предлагаю вашему вниманию свою поделку. Вам понадобятся: 2 упаковки из-под плавленого сыра, цв. бумага коричневая: 11,5*11,5 см - 4 шт. ,18*2,3.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»

Творческий проект

Деревянная игрушка на основе

богородской резьбы

Студентка группы № 105 Кочарина К.А.

Руководители проекта: Пономарева Н.В.

Поваренкова Т.В.

Курган, 2016г

Тема: Деревянная игрушка на основе богородской резьбы

Актуальность разработки и реализации проекта: В кружках технического творчества с моей точки зрения происходит соединение умственного и физического труда, развитие быстроты мышления, глазомера, эстетического вкуса, аккуратности.

В кружках учат мастерству. Это хорошая возможность самовыражения в своих работах и ты выкладываешь в них свою душу, а это формирует характер и внутренний мир человека. На увлечение резьбой можно посмотреть и с финансовой точки зрения. Даже старинная пословица гласит, что «умелые руки в цене». Или просто приятно подарить кому-либо вещь, сделанную своими руками

Цель : Изучение истории возникновения богородской игрушки и создание собственной творческой работы.

Задачи : 1. Знакомство с историей создания богородской игрушки;

3. Определиться с выбором материала для резьбы

4.Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

5. Показать собственный приобретенный опыт в изготовлении

богородской игрушки

Методы исследования :

1. Теоретические

2. Практический

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1.Определение темы, целей и задач, содержание проекта.

2.Обсуждение проекта с руководителем.

II Констатирующий

1.Сбор материала по теме из литературы, интернет

2.Проработка и анализ полученной информации, в реализации проекта

3. Изучение истории возникновения деревянной игрушки

4.Создание богородской игрушки. (мастер-класс)

5.Создание презентации

III Обобщающий

1. Выводы с предложениями.

2. Представление проекта

Приложение № 1

Приложение № 2

1.Изучение истории развития Богородской резьбы

Современная техника резьбы способна скопировать даже скульптуру, но цена ручной работы всегда будет высока, ведь ценится самобытность, личность мастера, вложенная в работу, душа художника. И как показывает практика, и никогда не поздно испытать свои творческие способности.

Когда заводят разговор о резчиках по дереву, то некоторые думают, что это чисто мужское занятие. То, что это не так, показывает хотя бы предание о том, как возникла Богородская резьба

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. И пошло дело: жена стала вырезать, а муж продавать. Так и родилась богородская резьба, которая и по сей день славится своими мастерицами.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

2. Изучение сюжетов деревянной игрушки

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники.

Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию.

Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу. Широко известны такие игрушки, «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Если это дровосек – то он машет топором, если гусар – то гарцует на коне.

О
чень известна игрушка «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди. Курочки как живые «клюют» зерно,

р
авномерно постукивая клювиками по деревянному кругу, так что смотреть на это забавное представление не надоедает.

Животные – не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь.

(см. приложение № 1)

Все выше перечисленное и многое другое, что безгранично, как фантазия человека подтолкнуло меня в этот бесконечно прекрасный мир резчика по дереву

3. Материалы для богородской игрушки

Основной материал для изготовления игрушек - липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Липа и пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Самое главное - дерево должно быть хорошо высушенным.

Коль я ставила перед собою одну из задач ознакомиться с историей богородской игрушки, то мне интересна, стала загадка: «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»? А разгадка у ней очень интересная. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. Тогда то и появилась эта загадка «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»

Руководитель кружка всегда держит про запас липовые чурочки-четвертинки, когда небольшой чурбачок в виде четырех- или трехгранника или части полена обтачивают и придают ему задуманную форму.

В техникуме, некоторый дефицит липы приходится использовать древесину хвойных пород, что предполагает затрачивать больше физического труда

Готовые изделия из дерева следует беречь от влаги во избежание их дальнейшего гниения или растрескивания. Исключением могут являться лишь те изделия, которые имеют защитное покрытие и рассчитаны на использование во влажной среде.

В качестве защитного покрытия используют различные пропитки.

4.Инструмент для Богородской резьбы

Наверное без "богородского"ножа и не было бы Богородской резьбы.

Э
тот нож ещё называется "ЩУЧКА". (Нож-косяк)

Для резьбы также используются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.

Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления.


Инструмент для резьбы по дереву:

Прямая,

Отлогая,

Средняя, круглая стамески,

Клюкарза;

Стамеска-уголок;

Церазик.

Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. В этом нам помогает руководитель кружка, которая раскрывает перед нами некоторые секреты.

Я горжусь тем, что имею свой профессиональный инструмент. Заточка инструмента

Инструмент хранится в специальных чехлах из ткани, что бы избежать повреждения и затупления инструмента

1. Снятие фаски на абразивном круге с крупным зерном. Стамеска при этом равномерно поворачивается. Полотно постоянно опускается в воду, иначе можно пережечь лезвие.

2. С появлением заусенцев инструмент продолжают точить на мелкозернистом круге и затачивают фаску.

3. Затем богородский нож затачивают на меловых брусках, так же используют воду, нож часто переворачивают.

4. После этого богородский нож точат на оселке с мылом и водой. Так же часто переворачивают.

5. Стамеску правят на плотном войлочном круге с пастой ГОИ, а нож правят на «правилке» - полоса кожи, натянутая на доску с рукояткой. Так же используют пасту ГОИ.

4.Составление композиции и разработка игрушки стряпуха

Мастер-класс

- Композиция должна быть целостной: все элементы в ней нужно располагать так, чтобы невозможно было что-то заменить, убрать, внести, поменять местами без ущерба для всего целого, иначе это будет новая, хотя и похожая композиция, при этом несущая, возможно, совсем иной смысл.

Работа над заданием (см приложение №2)


Заключение

Спешите к нам,

У нас нет места скуке!

Мы развиваем разум,

чувства, руки.

Каждый человек знает, что жить в нынешних условиях не подготовленному специалисту сложно. Квалифицированные специалисты стараются получить более высокую квалификацию, чтобы не остаться без работы. Я понимаю нынешнюю ситуацию и приложу все усилия, чтобы стать разносторонним творческим профессионалом. Это и избавит меня от лишних проблем в будущем. Но я думаю, что я не остановлюсь на достигнутом, а буду познавать все больше, жить и работать под девизом: «Знания через всю жизнь»! Окончив техникум, буду повышать свои знания, как в практической, так и в теоретической части. И думаю, что передо мной не встанет серьезный вопрос: «Востребованность на рынке труда» так как люди с моей профессией страдают от безработицы, пожалуй, меньше чем представители других профессий, да и без дополнительных полученных мною умений, по резьбе по дереву, так как без поделок из дерева не обойтись в наше время. Спрос на художественную резьбу все больше и больше повышается. А особенно в цене те, которые относятся к профессии как к искусству, выполняют свои обязанности с душой. В хороших специалистах нуждалась, и будет нуждаться Россия, любимый мой город Курган!

Список использованной литературы

1. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР, М., 1959

2. Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

3. Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

4. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России, М., 1989

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

20.10.2010

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне - монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское - нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек - вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева - липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки