ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс. Поделки из соломы для начинающих Как сделать солому для поделок из бумаги

Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

Назначение мастер-класса:

1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

Тема: «Вязание соломенной куклы»

Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитывать художественный и эстетический вкус.

Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

Ход мастер-класса:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

I этап. Вначале даю историческую справку:

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

II этап. Обзор приёмов.

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем

Панно из соломки: как подготовить соломку для аппликации, технология выполнения аппликации из соломы, пошаговый мастер-класс для детей.

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Соломку издавна используют для изготовления полезных вещей (головных уборов, игрушек, украшений, аппликаций, панно, декоративных композиций для украшений дома).

Изготовление панно из соломки – очень красивый, но пока еще очень редкий вид рукоделия с детьми. И чаще всего это связано с тем, что многие не знают, как подготовить соломку для выполнения панно и композиций и как правильно выполнять работы из этого материала.

Из этой статьи Вы узнаете:

— из каких растений можно сделать соломку для изготовлений панно и аппликаций с детьми,

— как правильно подготовить солому к аппликации,

— технологию выполнений панно из соломки,

— как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми.

Технология выполнения панно в технике аппликации из соломы

Панно из соломки: из каких растений можно сделать соломку

Соломой (соломкой) называют стебель злака, полый внутри.

Для изготовления панно и аппликаций можно использовать соломку любого злака: ржи, риса, пшеницы, проса, ячменя, овса, мятлика, тимофеевки и других. Из каждого растения получается соломка с разным рисунком и оттенком, поэтому мастерицы обычно заготавливают соломку разных растений для их сочетания в одном панно.

Заготавливают соломку после созревания растений во время сбора урожая, когда она становится золотистого оттенка.

Как правильно срезать соломку: срезают стебель в его нижней части ножницами или секатором. Стебель злаков разделен на междоузлия прочными перегородками, которые называются узлами. Именно междоузлия мы и используем для изготовления панно, а узлы с растения срезаем, они не пригодятся нам в изготовлении поделок. После срезки узлов со стебля снимаем лист. Можно срезать стебель целиком, или сразу же на поле разрезать его на части по узлам – так удобнее перевозить и хранить солому.

Какая часть стебля используется для изготовления панно из соломки: Для творческих детских работ используется средняя часть стебля злаков, так как верхняя часть стебля слишком тонкая и ломкая и поделки из нее были бы слишком трудоемки.

Какая соломка подходит и не подходит для изготовления панно . Собирают солому свежую и ровную на обочине поля, по которой не проходил комбайн. Смятая комбайном солома или подгнившая не подойдет для панно.

Как хранить соломку для аппликации. Нельзя хранить соломку в виде трубочек, так как она пересохнет, и детям будет сложнее с ней работать. Нужно подготовить ленты из соломы одним из способов, описанным в этой статье, и хранить их.

Когда начать обработку соломки после ее сбора? Горячую обработку соломки и ее превращение в соломенные ленты нужно сделать сразу же после ее сбора – чем раньше, тем лучше.

Как подготовить солому для изготовления панно и аппликации

После сбора соломки нужно ее подготовить для выполнения панно, то есть из трубочек нам нужно создать ленты плоской формы, из которых мы будем вырезать элементы.

Способы подготовки соломы к изготовлению панно в технике аппликации

Способ 1. Замачивание соломы в воде. Отбираем ровные круглые части стебля из междоузлий (узлы отрезаем, они нам не нужны) и кладем солому в таз или миску с горячей водой (60-80 градусов) для распаривания. Время распаривания примерно полтора – два часа.

Когда солома станет мягкой, разрезаем трубочку вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом на нескольких слоях бумаги (можно использовать сложенную газету). После этого соломку можно хранить и использовать позже в течение учебного года.

Этот способ позволяет получить более мягкие и эластичные, удобные для детских рук и аппликаций полосы соломки.

Если так получилось, что Вы пересушили соломку (обрабатываете ее спустя время после сбора), то мы распаривать ее по-другому. Кипятим солому в воде примерно 45 минут – 1 час. Выключаем плиту и держим ее в горячей воде. Вынимаем, делаем разрез вдоль стебля и проглаживаем утюгом через бумагу.

Способ 2. Проглаживание утюгом. Берем несколько слоев бумаги (можно использовать газеты), на них кладем соломинки. Проглаживаем их горячим утюгом. Получаем узкие плотные соломенные ленты. Они более жесткие и рельефные, чем полосы, полученные первым способом.

В зависимости от температуры утюга могут получиться разные оттенки.

Обработанные соломины разрезаем острым ножом или ножницами вдоль стебля.

Всю подготовку соломки к изготовлению аппликации и панно проводит взрослый. Дети получают уже готовые полосы соломы для работы.

Подготовленные полосы и панели – листы из соломенных полос можно хранить.

Как делать панно из соломки с маленькими детьми

Для маленьких детей (дошкольников или детей 1-2 класса) взрослый может заготовить не полосы соломки, а выдать детям уже готовые «соломенные листы» для аппликации.

Как подготовить лист соломы (панель из соломенных лент) для детской аппликации:

— берем лист бумаги (обычный альбомный лист) и клей ПВА.

— приклеиваем на этот лист полоски соломки (предварительно подготовленные) очень близко друг к другу, избегая просветов. Подбираем по цвету, чтобы один лист был одного оттенка.

Детям мы выдаем уже готовые такие золотистые листы – панели из соломенных лент — для изготовления панно из соломки. Они вырезают из них по шаблонам ножницами нужные элементы, как обычно их вырезают из цветной бумаги. И из элементов составляют панно, приклеивая их на основу с помощью клей ПВА. Такие необычные «листы соломки» для аппликаций очень нравятся детям и очень необычны для них. Попробуйте!

Детям постарше можно выдавать не листы, а полосы соломы, и они выполняют панно из соломки как взрослые, самостоятельно выполняя все этапы технологии, описанные ниже.

Какая нужна основа для выполнения панно из соломки

Полосы соломки готовы! Теперь нужно выбрать основу для нашего панно.

Основой для панно из соломки всегда берут бумагу или плотную ткань темного цвета. Например, это может быть черная бархатная бумага или плотный черный лен, фанера, замша или картон, проклеенный шпоном. Ткань для панно натягивают на подрамник или лист фанеры.

Мы подобрали основу, подготовили основу. Пора приступать к аппликации. Но сначала нужно сделать эскиз работы и узнать о тонкостях технологии, чтобы не допустить типичных ошибок и чтобы Ваше панно выглядело аккуратным и красивым.

Это важно: в панно из соломки можно «играть» ее рисунком, определяя в эскизе направление соломы в детали. Как мы будем клеить солому в листе или в серединке цветка, в его лепестках? Соломка будет расположена в данной детали вертикально, горизонтально или по диагонали? Если это важно для Вашего рисунка, то направление отмечается стрелкой на эскизе.

Типичные ошибки в изготовлении панно из соломки

Ошибка 1. Дети сразу клеят соломку на основу и получают неаккуратную работу.

Правильный вариант: сначала создать эскиз. И только после этого приклеивать выкроенные элементы на основу.

Главной ошибкой, которая приводит к неаккуратности работы, является выполнение панно клеем сразу на основе. Чтобы аппликация из соломки в ходе изготовления панно получилась аккуратной, сначала рисуют эскиз. Далее эскиз распечатывают на принтере или переводят на кальку. Элементы вырезают, получая шаблоны. Шаблоны раскладывают на соломке, вырезают. И только после этого наклеивают на основу панно по рисунку.

Ошибка 2. Дети нарушают технологию выполнения панно из соломки.

Правильный вариант:

А) Если детали крупные.

Вырезаем шаблон детали по эскизу. Далее берем бумагу, на ней рисуем по шаблону нашу деталь. Переворачиваем бумагу на сторону без рисунка, и на нее накладываем полоски соломы рядом друг с другом. Следим, чтобы между ними не было просветов. Концы соломки выходят за края заготовки.

Б) Если детали мелкие.

Делаем заготовку прямоугольной формы из бумаги. На бумагу плотно друг к другу приклеиваем полоски соломки на клей ПВА так, чтобы просветов между ними не оставалось. Получилась заготовка для аппликации.

В) Маленькие дети должна получать уже готовые листы соломки для вырезания деталей.

Напоминаю, что маленькие дети (в возрасте примерно до 8-9 лет) не делают этот шаг, а получают от взрослого уже готовые листы соломы, из которых просто вырезают ножницами нужные элементы и приклеивают их по эскизу на фон.

Ошибка 3. Дети приклеивают детали панно канцелярским клеем.

Для аппликации в изготовлении панно из соломки используют клей ПВА. Ни в коем случае не нужно выполнять панно из соломки с помощью канцелярского клея, так как работа будет очень неаккуратной и прослужит недолго. Вас с ребенка будет ждать не радость, а разочарование.

Клея ПВА нужно наносить небольшое количество, чтобы он не выступил на основе панно и не оставались пятна.

Взрослые могут пользоваться при изготовлении панно из соломки клеем «Титан».

Ошибка 4. Дети приклеивают сначала мелкие детали, а затем крупные. В результате композиция может не уместиться на фоне.

Правильный вариант: приклеиваем на фон сначала основные, самые крупные детали. А затем вокруг них – мелкие детали по эскизу.

Изготовление панно из соломки с детьми

Это панно из соломки «Осенний букет» выполнено в технике аппликации. Его сделала Парастаева Дарья, 11 лет (Республика Башкортостан Стерлитамакский район с. Большой Куганак). Руководитель: педагог дополнительного образования Спевак Мария Викторовна.

Как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми:

— Собрать и подготовить соломку.

— Соломку разрезать вдоль стебля, развернуть и прогладить ее горячим утюгом-

— Составить эскиз работы и перенести его на черную ткань.

— Приклеить подготовленную соломку на основу. Клеить нужно очень аккуратно, наносить его в небольших количествах, чтобы клей не потек и не размазался по фону.

Как можно окрасить соломку для изготовления панно

Иногда для изготовления сюжетных панно из соломки требуется солома определенного оттенка или цвета. Растительные красители дают очень мягкие, сдержанные оттенки.

— Чтобы получить разные коричневатые оттенки соломки, нужно пользоваться утюгом. Чем дольше мы держим солому под утюгом, тем более темной получится цвет соломки.

— Чтобы соломка стала желто — золотистого оттенка, ее кипятят в воде с содой (1 чайная ложка соды на 1 литр воды).

— Красноватый цвет соломки получают в отваре луковой шелухи. Чем более насыщенный отвар и чем больше в нем шелухи, тем насыщеннее будет цвет.

— Для получения розового оттенка соломку кипятят в растворе марганцовки.

Еще идеи для изготовления панно с детьми Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Панно из соломки

(мастер-класс)

Мастер-класс для продвинутых и не только!


Солома…Казалась бы, что в ней особенного? А особенное- солнечный блеск, и та энергия, которая накоплена за теплые солнечные деньки во время роста и вызревания хлебушка. Солома несет в себе энергетику лета, тепла, солнца! Работы, выполненные с использованием данного природного материала долговечны, оригинальны, неповторимы! Даже по одному и тому же эскизу, сделанные одним и тем же мастером работы будут иметь отличие, т.к. просто НЕЛЬЗЯ подобрать ТОЧНО такую же соломинку с одним тем же рисунком, оттенком и шириной.
Что же такое солома? Это стебли злаковых культур, как культурных: рожь, овес, ячмень, пшеница, рис, так и дикорастущих: зубровка, полевица белая, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка, луговик, пырей и др.



Итак, нам понадобятся для работы:

Очищенные от покровных листьев соломинки-трубочки (коленца) (фото 3)
Клей: чаще используется ПВА хорошего качества (Ярославский или Питерский) для канцелярских работ(строительный лучше не брать, он слишком жидкий), можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, клеевой карандаш или скотч двухсторонний (фото 1)
Ножницы: для работы необходимо иметь ножницы разного размера (фото 2)
Бумага писчая (ксероксная)
Основа: В зависимости от того, что Вы делаете, можно использовать деревянные заготовки(шкатулки, ключница и т.); ДВП, покрытое черной тушью или краской из баллончика; шелк или атлас (темного цвета) , или бумагу для пастели. Можно использовать светлый шелк, предварительно расписанный для Вашей композиции из соломки и т.д
Утюг(желательно их старых(советских времен, современные утюги не могут нагреваться до нужной нам температуры)

Когда подобраны расходные материалы, выбираем эскиз будущей работы, у нас это Попугай на ветке.
Казалось бы, все есть, все готово, но кое-что мы упустили. Прежде, чем начать работать с соломой, необходимо разгладить трубочки-соломинки для получения соломенной ленты. Для этого берем в руку пучок соломин(сколько можно свободно удержать) и размачиваем их держа под струей горячей воды(температура воды такова, какую можете выдержать) минуты на 3 (фото4). Распаренные соломины разрезаем вдоль ножницами или ножом для резки бумаги, самодельным косячком (из остатков пилок по металлу) кому как удобней и проглаживаем утюгом до получения «стружки» (фото5)




Эскиз делим на составные элементы.
Начнем с более простого: ветки с листьями (ф.7), ствола, который у нас будет состоять из двух основных частей(ф.8). Все детали предварительно нумеруем. Каждый листочек на нашей веточки тоже нумеруем и переводим с помощью кальки на свободный лист бумаги, затем вырезаем каждый листочек в двух экземплярах и указываем на одном из них направление жилок (соответствует направлению соломенных лент)(ф.10) Т.к. листики у нас немного изгибаются, то будем клеить на них соломины методом «веер», для этого нарежем ленты наискось под углом, причем угол нужно иметь как правый, так и левый (ведь на листиках у нас два основных направления) (ф.9) В итоге у нас должно получиться примерно так:
лицевая сторона детали (ф.11)
изнаночная сторона (ф.12)



Теперь под пресс для просушки, таким образом выполняем все наши листики. Когда данный процесс закончен, приступаем к вырезанию обклеенных деталек. С помощью ножниц удаляем излишки
соломы, т.е вырезаем по контуру бумаги.(ф.13.) Простым карандашом намечаем контуры тени на половинках листиков(ф.14) Тонируем детали булькой, нагретой до нужной температуры(можно проверить на запасной соломенной ленте).Вместо бульки многие мастера используют паяльник, а для крупных деталей утюг.(ф.15)
Результат работы (ф.16)
На второй(неразрезанный)экземпляр нашего листочка наклеиваем подготовленные детали, собирая их в единое целое. Контур подправляем ножницами (ф.17) Все подготовленные нами листики (ф.18)


Предварительно проверяем, не потеряли ли чего в процессе работы, а может немного ошиблись с нанесением тонировки…(ф.19) Теперь ствол нашей облиственной веточки: наносим карандашом направление соломенных лент (ф.20) Оклеиваем стволик (ф.21-24) Повторяем операции как с листиками, т.е. сначала под пресс для просушки, а затем удаляем лишнюю солому.(ф.25) Тонируем булькой или паяльником(ф.26)






А затем добавляем «трещин коры» выжигательным аппаратом (ф.27) Из заранее подготовленного соломенного полотна вырезаем мелкие веточки. Соломенное полотно готовим так: выбираем соломку одинаковой длины, и, желательно примерно одинаковую по тону, наклеиваем ее на бумагу встык, плотно друг к другу, соблюдая переход тона. (у меня был кусочек ранее подготовленного полотна, и я использовала его) (ф.28) Полученные веточки(ф.29) Тонируем их выжигателем и начинаем сборку нашей веточки (ф.30-32) Теперь можно удалить лишнюю бумагу, вырезав детали по контуру соломки. (ф.33) Веточка готова, делаем ствол. Причем обе части ствола делаем абсолютно одинаково (ф.34, 35, 35 1, 35 2,36, 42, 43)




Иногда соломка ложится не так, как хочется нам (ф.37), но мы ведь «умнее» и можем с этим справиться. Для этого вырежем из ленты «заплатку» и вклеим ее в расщелину между соломинами.(ф.38-40)Ну, кто не знает, тот и не догадается, что мы «латали» наш ствол. Детали ствола, подготовленные нами (ф.41, 44) Теперь утюгом тонируем наш ствол. Ничего страшного, если где-то пережжем или не дожжем. Ведь кора на дереве у нас тоже не идеальная.(ф.45-49) Подправим булькой или паяльником (Ф.50-51) «Нарисуем» кору выжигателем (ф.52-53) Приступаем к сборке стволов. (54-57)





Теперь ПТИЧКА! (ф.58)

Делим ее на составные части. Каждое перышко отдельно, причем учитываем, что перья должны немного накладываться друг на друга, т.е. делаем их с небольшим запасом по длине(или ширине, в зависимости от расположения на эскизе) (ф.59-60) С перьями работаем так же, как с листочками, но т.к. перышки у нас ровные, то солому на уголки не разрезаем. Клеим под углом, как идет направление у перышек птиц. (ф.61, 63) Предварительно обратим внимание на соломенную ленту. Она у нас неоднородна по окраске и блеску.(ф.62) Один конец, который был на солнышке- более блестящий, он должен находится на кончиках перышка, а более матовый конец- в центре перышка.





Перо у птиц имеет остов(центральную часть) поэтому отрезаем от ленты тонкую полоску и приклеиваем поверх стыка пера.(ф.64-65) Когда все перышки готовы -собираем деталь хвоста (ф.66) Шея и голова птички (ф.67) тоже предварительно делится на составные части. Клюв(ф.68) Делаем его как листья и перышки (ф.69-70) «Мордашка» птицы: намечаем на заготовке расположение глаза, т.к. нам необходимо будет сделать прорезь на соломенном полотне в данном месте. Оклеиваем деталь.(ф.71.72) Шею птицы, хохолок сделаем методом «чесанной» соломы. Для этого нарежем соломины длиной около 2 см (ф.73) Затем каждый кусочек настрижем «травкой» Причем нельзя делать «заборчик», т.е. оставлять уголки одинаковой длины, иначе будет смотреться изделие «стриженным» (ф.74)

)




Теперь поэтапно внакладку наклеиваем ряд за рядом полученные мелкие перышки(а у животных шерстинки) на наши детали-заготовки (ф.75-77) Для того, чтобы конец нашей детальки был красивым, закончим его кусочком «травки» , выполненной цельной деталькой (ф.78-79) Вот такая у нас деталь в итоге(ф.80) Оформляем глаз нашей птицы. Выжигателем делаем обводку контура(ф.81) Подклеиваем более светлую солому с изнанки, вклеиваем темный зрачок, полученный тонированием (ф.82-84) и корректором канцелярским наносим блики на глаз (т.е» оживляем» его) Теперь крылья: правое и левое. На крыле у нас перья в технике «листочек» и оперение в технике «чесанной» соломки. (ф.88-91) Лапа нашей птички. Ее можно вырезать из полотна и слегка затонировать булькой, утюгом, или паяльником.(ф.92-93) Детали нашей птицы готовы.(ф.94) Приступаем к сборке птицы (ф.95-98)







Все детали работы готовы. Выбираем основу и фон. В данном случае это бумага для пастели. Формат работы 35х50. На основе карандашом наносим легкий контур расположения деталей работы, согласно нашего эскиза (ф.99-100) Прикладываем и смотрим, что нам необходимо подправить или изменить (ф.101) Если мы довольны полученным результатом, собираем работу окончательно. Сначала наклеиваем детали ствола, затем веточку с листиками, а потом птицу.(ф.102)





Любуемся полученным результатом. Работу для окончательной просушки помещаем под пресс минимум часа на 2, лучше на ночь.
Затем подбираем раму и вешаем на стену.

Смотрим сами и показываем друзьям!



Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Старинные поделки

Сухие стебли - поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие . Из соломы делают:

В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.

Подготовка материала

Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.

Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа , в этот период колосок начинает созревать:

Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.

Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.

Техника и виды плетения

Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:

  • прямое плетение;
  • спиралевидное;
  • плоские косички;
  • объёмные плетёнки.

Спиралевидная плетёнка

Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.

Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.

Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью - и соединение станет незаметным.

Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать жгут соломы.

Спиральные жгуты разного диаметра, уложенные горизонтально, могут выступать в роли ковриков и подставок. Если изготавливают корзину или вазу, то во время плетения на очередном круге увеличивают или уменьшают виток жгута. Для цилиндрического сосуда одинаковые жгуты наращивают вверх по вертикали. При расширении или сужении сосуда увеличивают или уменьшают количество витков соломенного жгута.

Прямые переплёты

Процесс прямого плетения похож на работу ткацкого станка. Для поделки из соломки для начинающих мастеров понадобятся распластанные или сплющенные ленточки соломы. Распаренную соломину рассекают вдоль длины стебля лезвием и разглаживают обухом ножа. Манипуляцию повторяют, пока соломенная лента не станет прямой. Последовательность действий:

Придавив грузом, просушивают плетёнку. Чтобы получилось диагональное плетение, нужно горизонтальные соломенные ленты перекладывать через две вертикальных, а не через одну, и сдвигать плетение в каждом ряду на одну соломинку. Полотно плетёнки при прямом плетении создаёт игру света и тени, подчёркивает фактуру и узор. Такие полотна подходят как фон для салфеток, картин, панно.

При плоском плетении соломенные ленты различаются по плотности, узору, ширине от этого возрастает возможность изготовления необычного экземпляра. Прочность, пластичность и внешний вид полотна зависит от количества соломинок, их толщины и способов плетения. Соединяя плоские полотна, изготавливают декоративные предметы и предметы быта. По количеству соломинок изделия делят на 2, 3, 4-концовки. Самым широким полотном считается плетёнка с одиннадцатью концами.

Плоская отделочная плеть

Для выполнения плоской плети понадобится 4 стебля, которые прочно связывают с одного конца. Два оставляют в середине за основу, двумя другими оплетают края. Под основные соломины заводят одну соломинку, а затем вторую. Первую укладывают сверху основы, притягивают второй и заводят в обратную сторону поверх основы. На другой стороне, первую соломинку снова притягивают второй. Продолжают остальную работу. Ширина готовой плети будет зависеть от количества и толщины соломинок в основе.

Витая косичка

Для плетения спиральной косички закрепляют жгут так же, как и для плоской, и начинают плести. Правую соломину продевают между левой и двумя основными. Второй соломиной обводят конец первой и кладут поверх ядра. Конец просовывают в образовавшуюся петлю справа. Полученный узелок стягивают и продолжают плести. Каждый раз первая и вторая соломины меняются местами. Теперь вторую соломину подводят между первой и основой, а первой, обводят конец второй, и продевают в петлю справа. Тоже затягивают узел.

Плеть будет закручиваться в одну сторону. Для добавления длины к старой соломине приплетать новую. Для ядра выбирают не очень эластичные соломины, а для боков нужны высокопластичные. Тест на пластичность довольно прост: взять вымоченную соломину и завязать узлом. Если узел круглый, без трещин и сколов, то годится поделки из соломки своими руками.

Соломенные цветы

Очень красиво из соломки получаются цветы. Они непохожие с настоящими, но станут украшением любого интерьера и по праву могут называться цветами.

Материал для работы:

Изготовление поделки:

Чтобы собрать букет из нескольких цветов, повторяют все шаги.

Ёлочные игрушки из соломки

Если включить фантазию, то из ржаной соломки на основе квадратов и многоугольников можно создавать ёлочные игрушки. Принцип плетения геометрических фигур одинаков и потому достаточно научиться плетению квадрата.

Работу начинают с каркаса. Две соломенные палочки располагают крестообразно и крепко связывают между собой. Одновременно прикрепляют соломенную ленту. Ей последовательно обвязывают палочки крестовины - получается первый завиток квадрата, продолжают выполнять обвивание стоек крестовины до конца. Окончив плетение, кончик заделывают под соломинку с противоположной стороны.

Форма будущего многоугольника зависит от формы крестовины : для шестиугольника понадобится крестовина из трёх соломин, а для восьмиугольника - из четырёх. Каркас можно сделать из медной проволоки, потому что он оплетается соломкой и проволоки не видно. Конструкция будет крепче, и её можно использовать для стенок шкатулок. Применяют соломенные ленты разного цвета, в переплетении они подчеркнут натуральную красоту изделия.

Соломенная корзиночка

Сделать корзину из соломы очень просто. Главное, определиться с формой и размерами будущей корзинки. Чтобы облегчить плетение из соломы, для начинающих мастеров за основу можно взять обувную коробку. Дно коробки послужит днищем корзины. Стебли соломы приклеивают к картону и начинают плетение. Все стебли поднять, кроме одного. Оставшимся соломинкой аккуратно обвивать вертикальные. Для наращивания оплёточного стебля, берётся следующая соломина, прикладывается к первой и смазывается клеем ПВА. Готовую корзинку украшают лентами. Ручку для корзинки сделать из витой косички.

Кокетливая шляпка

Из четырёх соломин плетётся лента-коса. Приклеивая следующие соломины, добавляется длина, так как лента нужна 15 метров для среднего размера шляпки 57 см. Плетёную косу увлажняют небольшими участками.

В процессе сшивания шляпки: важно выделить поля, донышко и тулью. Сшивают шляпку с донышка. Хорошо увлажнённую косичку, загибают на 6 см от конца, сшивают согнутый конец иглой с ниткой. Шить с изнаночной стороны, чтобы с лицевой стежки были мелкие, незаметные. Ленту изгибают ещё раз и снова прошивают. Донышко сшивают вкруговую, по спирали. Хорошо увлажнённая плетёнка не будет трескаться при сшивании, а шляпке легко придать любую форму.

От донышка плавно переходят к стенкам шляпы. От стенок к полям переходят образуя прямой угол. Примерная ширина полей - 10 см. Для придания формы и выравнивания неровностей используют горячий утюг. Конец ленточки пришивают несколькими стежками. Лишнее отрезают.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только прокалить горячим утюгом.

Инструменты для работы с соломкой

Для поделок с соломой понадобятся такие инструменты и приспособления:

1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Простой карандаш и фломастеры.

4. Анилиновые красители.

5. Пластилин.

6. Нитки и иголка, леска, ленты.

7. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.

8. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.

9. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

10. Калька для приклеивания соломенных лент.

11. Шишки и семена.

12. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.

13. Пуговицы.

14. Проволока для изготовления каркаса.

15. Пресс для выравнивания изделий.

При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил :

1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.

2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.

3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.

4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.

Свет на работу должен падать с левой стороны.