ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Полхов майдан роспись. Сказочная роспись полховского майдана. Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

Что за тарарушки экспортировали Америка с Европой у Советского Союза? Где расписывают знаменитую майданскую матрёшку и почему у неё алая роза на макушке? Как сделать «наводку», «пестрение», о технике «лессировок» рассмотрим на примере росписи солонки.

Баловство на экспорт

Тарарушки - это деревянные расписные игрушки. Изготавливали их в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Вообще токарный промысел был там развит ещё с XVIII века (этот вид работ селяне переняли от монахов Саровского монастыря, находящегося неподалёку). Но вытачивали в основном, посуду. Ради забавы начали изготавливать игрушки - матрёшки, грибы, птички-свистульки. Назывались такие игрушки - «тарарушки», то есть «несерьёзные» вещи, для баловства детишек.

Расписывать их стали только в XX веке. Во времена СССР этот вид росписи процветал (вплоть до 90-х годов). Была создана фабрика на полтысячи рабочих мест, где вытачивали и расписывали вручную и посуду, и игрушки. Эти изделия шли на экспорт в США и страны Европы. Сейчас фабрика закрыта, но ремесло живёт силами местных частных предприятий.

История цветка на макушке

В орнаменте росписи присутствуют разные цветы: мак, тюльпан, шиповник, ромашка и самый главный - роза-дикуша. Это как эмблема на всех полхов-майданских изделиях. Она есть и на матрёшке - на самой макушке. В разные времена эта роза то упрощалась, то усложнялась, вид её может быть разным, но обязательно алого цвета.

Что за роза-дикуша? Этот цветок в память об Алёне Арзамасской - предводительнице из города Арзамаса, воевавшей в войске со Степаном Разиным и предками полхов-майданцев. Алёну взяли в плен и сожгли на костре. На месте гибели выросла дикая роза - «дикуша». Так и стали изображать алую розу кустари на своих изделиях, в честь местной Жанны д’Арк…

Цвета орнаментов очень глубокие и контрастные благодаря технике «лессировок» - наложению чистых цветов друг на друга. Красный и зеленый, синий и желтый - основные, остальные получаются наложением. Есть и оранжевый, и фиолетовый.

Технология проста: шлифовка, грунтовка крахмальным клейстером изделия, затем накладывался один основной цвет (чаще - желтый), затем лессировки. Так, наложением цветов прямо на изделии получались нужные цвета. Потом «наводка» - обведение контура черным цветом, «пестрение» - точечные рисунки. В конце - лакировка изделия.

Рассмотрим это на примере росписи солонки.

Солонка с цветами

Материалы и инструменты :

1. Солонка из дерева

2. Краски акриловые

3. Кисти беличьи или пони №№ 1-5 и щетина № 10

4. Лак бесцветный

5. Карандаши

Технология изготовления:

1. Нанести контуры рисунка на изделие (фото 1). 2. На всю поверхность изделия нанести светло-жёлтую краску (фото 2). Дать подсохнуть. 3. Нанести на фрагменты рисунка слой красной краски, получится красно-желтая роза (фото 3).

4. Аналогично слоями наносить и другие краски, получая более насыщенные цвета (фото 4,5,6). Давать подсохнуть каждому слою.

5. Сделать «наводку» (обвести контуры чёрным цветом) (фото 7,8,9).

6. Нанести «пестрение» (точечные спиральки) (фото 8,9).

7. Солонка готова (фото 10).

Изучение культуры России, знакомство с народными промыслами начинается со своего края. Допустим, художественных росписей в одной только нашей, Нижегородской области, целых три: хохломская, городецкая и полхов-майданская. О городецкой рассказывала .

А Вы знаете, чем был знаменит Ваш край?

P.S. Первоисточник (в журнале "Записки дикой хозяйки").

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ясли-сад № 395 города Донецка»

Конспект интегрированного итогового занятия

в старшей логопедической группе по изучению народной росписи и разных техник рисования

«Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

Г.Донецк-2018

Программное содержание :

Образовательные :

Познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

Обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

- дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый) ; кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

В.Малышева) входят в группу и становятся в круг.

Приветствие:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : Ребята, послушайте пословицу :

«Красна птица перьем, а человек уменьем» .

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети : ответы.

Воспитатель : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия,по мокрой бумаге, кляксография)

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети : «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит» .

.

Воспитатель: Какие замечательные поговорки,а как вы их понимаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет» .

Дети: считают и отвечают (5 слов)

Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.(Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети : ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия ) .

Воспитатель : Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети : ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья,лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части гриба.

Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре,пять

Начинаем рисовать!

Выполнение работы детьми..

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской)

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!

Полхов-Майданская роспись

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" - слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла - полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками - розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный - зелёный, жёлтый - синий и т.д.). Основные элементы - цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались - не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.



В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.



Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же — на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись — «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

Тихомирова Юлия
Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе МДОУ «Д/c Россияночка» .

Тема : украшение полоски Полхов-Майданской росписью .

Цель : познакомить детей с росписью Полхов - Майдана .

Программное содержание :

Образовательные :

Обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи : цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Развивать у детей воображение, зрительную память;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями ;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый) ; кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана ; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи ; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе .

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В : Ребята, послушайте пословицу : «Красна птица перьем, а человек уменьем» . А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?

Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

Д : ответы.

В : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)

В : Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д : ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись ) .

В : Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи , Филимоновской росписи и Городецкой росписи ?

Д : ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись - розаны , купавки, бутоны, листья).

В : Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской .

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий ) .

Воспитатель начинает свой рассказ.

В : У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись .

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки : лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками :

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется» .

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия) .

В : Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана . Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

В : Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана ?

Д : ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый) .

В : Правильно - синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный

В : Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан , а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В : Как расположены листики на веточке?

Д : ответы (сверху и снизу) .

В : Какого цвета листик? Какой формы?

Д : ответы (зеленого, овальной) .

В : А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д : ответы (круглой формы, красные, фиолетовые) .

В : Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок. Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В : Ребята, хотите стать мастерами.

Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана . 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку) .

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В : Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В : Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт) .

В : Какие красивые бочонки у нас получились.

В : А какие элементы использовали в росписи полоски ?

В : Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В : Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д : Полхов – Майданской .

Воспитатель : Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи ?

Д : ответы

В : В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан . Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.

Урок№1:"Полхов-майданская роспись"

Цель:

познакомить учащихся с разнообразием полхов-майданской росписи.

Задачи:

формировать навыки работы по мотивам полхов-майданской росписи;

воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

развивать умение учащихся работать в парах.

Оборудование:

Зрительный ряд: презентации с изображением изделий мастеров Полхов-майдана, тестом; образец коллажа; изделия, расписанные полхов-майданской росписью.

Материалы и инструменты:

половинки деревянных изделий (матрёшек, яичек, церквушек, птичек), фанера под основу коллажей; карандаши, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

Учитель. Наш урок посвящён полхов-майданской росписи.

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" – цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Но самое известное изделие Полховского Майдана – матрёшка.

Основные специфические приемы росписи получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура.

Учитель: Сегодня на уроке вы выполните коллаж. Послушайте внимательно задание.

Работать будете в парах. Коллаж состоит из фанеры разной формы и половинки деревянной матрёшки или птички, или яйца. Один ученик за партой расписывает дощечку, другой – половинку деревянного изделия. Перед росписью половинку игрушки располагают на дощечке и обводят, чтобы рисунок не заходил на поле, где будет располагаться выпуклая часть коллажа.

Этапы работы.

1. Нанесения рисунка карандашом.

2. Работа в цвете.

3. Соединение деталей коллажа.

Урок №2:"Древнерусские иконы.

Древнерусские иконописцы".

Цели урока:

познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;

показать связь прошлого и настоящего;

расширить словарный запас и кругозор учащихся;

развивать познавательные и творческие способности;

воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

показать возможности применения компьютера в изучении истории.

Оборудование.

Учебник “Введение в историю” (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин); кроссворд, фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, компьютер.

Основные понятия: икона, фреска, иконопись, крест, паволока, темпера, олифа, нимб, живопись, Третьяковская галерея. (Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску.)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: “Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – древнерусским иконам и их создателям.

II. Новый материал.

1.Мастера – кто они?

Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер. Новая тема, которую мы начинаем сегодня изучать, называется “В гости к мастеру”. Откройте наши учебники на с. 85. И как благословение к её изучению мы сразу же видим рисунок старой иконы, которая называется “Звенигородский Спас”, написанной Андреем Рублёвым в XV веке. С ней и её создателем мы ещё сегодня встретимся. А сейчас давайте прочитаем текст учебника и узнаем, кого на Руси называли мастером.

Вывод (после прочитанного текста делают учащиеся). Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

2.Символы древнерусской живописи.

а) Причины распространения икон.

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

(Ответы учеников)

На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. Вот и на этом самом месте, где стоит наша школа, раньше был лес. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.

Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

б) Символ иконы. Символ христианства.

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, которые вы видите на доске и в учебнике, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)

в) Отношение к иконам на Руси.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

г) Создание иконы.

Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы учеников)

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.

А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун?

(Ответы учеников. Иконы писали только на сюжеты из Библии.)

Писание икон считалось богоугодным делом. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной - иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за труды свои.

д) Тайна древних икон.

Так вот, готовую, написанную икону сверху покрывали густым веществом, сваренным из льняного масла. После того, как иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи. Но! Вот тут будьте особенно внимательны.

Через 80 лет, когда художника уже не было в живых, олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.

Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).

(Показ репродукции расчищенной иконы “Борис и Глеб” до и после реставрации)

Возрождению икон, т.е. второму рождению посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется “Возрождение”. (Наизусть читает ученик)

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадают ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

III. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.

(Просмотр с помощью компьютера экскурсий с диска “Великие шедевры живописи”).

1.“Владимирская Богоматерь”

Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Автор, создавший эту красоту, неизвестен, т.к. иконы не подписываются мастерами в отличие от картин, ведь написаны они во славу Божию, а не во славу иконописца.

(Экскурсия по иконе “Владимирская Богоматерь”)

2.Русские мастера иконописи.

Иконописное искусство прославили и древнерусские мастера. (Список на доске: Феофан Грек, Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв, Дионисий, Симеон Ушаков.)

Самым известным из них мастером является Андрей Рублёв, но почему же он не первый в списке? (Ответы учеников)

Это потому, что издавна на Руси в почёте были люди старшего возраста, пожилые. А все мастера, стоявшие перед Рублёвым в списке, были старше его. Это известно из летописей.

Самое раннее известие об А.Рублёве было записано в Троицкой летописи, составленной в Москве и доведённой до 1408 года. Летопись эта сгорела в 1812 году, но сохранилась в копиях. А что произошло в Москве в 1812 году? С кем вела войну Россия? (Ответы детей)

Так вот, летописец, современник Андрея Рублёва, сообщает под 1405 годом: “…Тое же весны наши расписывали церковь каменную Святое Благовещение на князя Великого дворе.…А мастера бяху Феофан иконописцы Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв, да того же лета и кончашаю.” Из этой же летописи мы узнаём о работе Андрея Рублёва во Владимирском Успенском соборе в 1408 году: “ Того же лета мая в 25 наши расписывали церковь каменную великую соборную Святая Богородица, иже во Владимире, повеление князя великого, а мастера Данило иконописцы, да Андрей Рублев”.

а) Феофан Грек.

Первым в списке мастеров-иконописцев стоит Феофан Грек. Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

(Экскурсия по иконе Феофана Грека “Богоматерь Донская”)

б) Андрей Рублёв.

С иконой, написанной А.Рублёвым, мы встречались в начале урока, - это “Звенигородский Спас”, а самая известная его икона – “Троица”, на развороте учебника вы можете её увидеть. А сейчас совершим экскурсию по этой иконе.

(Экскурсия по иконе А.Рублёва “Троица”)

IV. Третьяковская галерея. Разгадывание кроссворда (закрепление).

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.<Рисунок 1>

1.Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

2.Разговор человека с Богом. (Молитва)

3.Важнейший символ христианства. (Крест)

4.Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

5.Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

6.Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

7.Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

8.Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

10.Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

11.Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

12.Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)

В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”. Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

V. Итог

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние художники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

Рисунок 1

Литература

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

2. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928;

3. Кочетков И. А. ДРЕВНИЕ КОПИИ ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ» Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 3

4. Языкова И.К. Богословие Иконы.

5. Лихачев Н.П. Материалы для русского иконописания

6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери

7. Лазарев В.Н. Этюды по иконографии 1967г.

8. Лазарев В.Н. Византийская живопись и древнерусское искусство.

9. Этингоф О.Е. Образ Богоматери.

10. Иосиф Вельперт. Живопись катакомб Рима.

11. Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной церкви.

12. Кочетков В.А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»

13. Прот. Прилупов. В. История апостольского века.

14. Шестун Г. Православная педагогика. 4е Изд. Про-пресс, 2010.

15. свящ. Лоргус А., Войнова А. Иконография.

16. Ионина Н. Православные святыни. Артефакт-пресс, 2006г.

17. Смольникова Е.И., иерей Левшенко Б., Я иду на урок в воскресную школу. 2008г.

18. Сурова Л.В. Мироведение. Клин, 2004г.

19. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Минск.2007

20. Антонова В.И. Каталог древнерусской живописи. Москва.1963г. Том 1.

21. Книга о Пресвятой Богородице. Москва.2002.

22. Давыдова Л.П. К иконографии Богоматери Владимирской в 17 веке. Ярославль,2006.

23. Свят.Феофан Затворник. О древних иконах и древнем подлиннике. Душеполезное чтение.1868г.

24. Свят. Иоанн Златоуст. Слово о воспитании. Полное собр. сочинений т.12, кн.2. Москва 2004.

25. Архиеп. Таушев А. Четвероевангелие. Апостол: руководство к изучению Священного писания и Нового Завета. Москва. ПСТГУ.2005.

26. Архим.Христофор. Древнехристианская иконография. Православное обозрение. 1886г.

Полхов - майданская роспись значительно моложе хохломской и Городецкой - ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Основные сюжеты узоров - изображения птиц, животных, сельских пейзажей, архитектурных памятников.

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 80* С (6 - 8 г краски на 1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

Список литературы.

1.В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

2. Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.

3. В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.

4. Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.

5. Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.

6. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998. - С.30.